Турист Анна Шарф & Полина Гинзбург GbR (scharf-anna)

"Неожиданные вопросы туристов или размышления о Германи. Автор: гид-экскурсовод в Нюрнберге Полина Гинзбурги"

Неожиданные вопросы туристов или размышления о Германи. Автор: гид-экскурсовод в Нюрнберге Полина Гинзбурги
Должна вам признаться, что несмотря на большой опыт экскурсионного обслуживания в Германии, иногда бывают вопросы, которые меня заставляют задуматься о "своей" стране. Недавно туристы в Нюрнберге задали вопрос о том, какие религии особенно распространены в Германии и насколько религиозны жители Германии.

Статистику я, конечно, знаю. Согласно опросу "SOEP" 35 % немцев в возрасте более 16 лет считают себя протестантами. Еще 30% принадлежат к католическому вероисповеданию. Сейчас в Дрездене проходят демонстрации против "Исламизации" Германии, но в Германии всего 3 % жителей, которые сами себя считают мусульманами. 2% верующих распределяются среди 80 различных религиозных меньшинств.

Но что эта статистика говорит о самом немецком обществе? Ведь примерно треть населения - это около 30 млн. человек - считают себя неверующими. Означает ли это отказ от религии, отказ от религии в рамках института церкви (католической или протестантской)? Или ценности остаются прежними, независимо от религиозного подхода? Как говорил Жванецкий: "Честность, порядочность, ноги подруги, плечи ребенка, беседа с умным, молчание с ним же..."- общечеловеческие ценности остаются неизменными. Но перед тем как говорить о философии, давайте вернемся к истории.

Во времена ГДР восток Германии был территорией, на которой на государственном уровне форсировалась секуляризация. Практикующих христиан ожидали различные репрессии, хотя официально конституция гарантировала свободу вероисповедания. Интересен тот факт, что государственный режим несмотря на политику секуляризации не прекратил полностью финансирование христианских священников. На родине движения Реформации, востоке Германии, во времена ГДР евангелическая церковь заняла положение „церкви в социализме“ и смогла лучше ужиться с официальным режимом. Католики описывали свою жизнь в ГДР как "жизнь в чужом доме“.

В течение 40 лет существования ГДР количество верующих в итоге действительно постоянно сокращалось. На данный момент эта часть Германии регистрирует самую низкую церковную принадлежность во всей Европе.

Но режим ГДР не объясняет все актуальные тенденции вероисповедания в Германии. В настоящее время в Германии примерно 0,7 % членов католической церкви в год официально покидают церковь, из евангелической церкви каждый год в среднем выходят 0,5 % членов церкви. Это означает, что больше 100.000 человек в год покидают церковь. Как это можно объяснить? "Уровень благосостояния и уровень образования в Германии так высок и социальная защита от рисков настолько хороша, что все меньше и меньше людей интересуются предложениями церкви по духовной и социальной помощи" -объясняет социолог Детлеф Поллак.

Один из важных мотивов практического характера для выхода из церкви - это финансовые соображения. Часто христиане-налогоплательщики больше не чувствуют себя тесно связанными с церковью и решаются в ситуации финансового "кризиса" покинуть церковь и церковных налогов больше не платить. Скандалы последних лет, которые показали как церковь обращается с налогами и обогащает себя и своих сотрудников, наверняка сделали это решение менее мучительным. Случаи сексуального насилия над детьми создали духовно-моральный базис для такого решения.

Так что же? Der Gott ist tot? Бог мертв? Один из авторов исследования "Religionsmonitor" не соглашается с Ницше и говорит о будущем религии в Германии: "Даже религиозность становится в настоящее время более индивидуальной и более разнообразной. Верующие перенимают символы, идеи и принципы разных религий, смешивают их, "обогащают" эзотерикой и добавляют другие привычные духовные приемы, такие как медитация."

Автор: гид-экскурсовод в Нюрнберге Полина Гинзбург

0 – карма
Комментарии